da_pensioner (da_pensioner) wrote,
da_pensioner
da_pensioner

Фильм "Укротительница тигров", или Блеск и нищета еврейской диаспоры

Оригинал взят у terek777 в Фильм "Укротительница тигров", или Блеск и нищета еврейской диаспоры
Недавно я посмотрел фильм 1954-го года «Укротительница тигров», который я видел когда-то ещё давно и, может быть, и не раз. Какие-то смутные воспоминания от сюжета в памяти оставались, но целой картины так и не возникало, поэтому я смотрел фильм как бы заново.




Я бы и не стал интересоваться им, потому что подавляющее большинство советских фильмов мне не нравятся, но всё же посмотрел исключительно ради сынишки, которому ужасно понравились тигры в «Полосатом рейсе», а тут, кроме тигров, были ведь ещё и мотоциклы – так что, его восторгам не было конца.Ну, оно и понятно: мальчишке-то два года и девять месяцев. А я-то чуть постарше буду, поэтому у меня и взгляд на этот фильм совсем другой.
Первое впечатление было такое: такая же ерунда, как и всё остальное!
И я бы не стал смотреть этот фильм дважды, но сынишка потребовал, чтобы я ему ещё раз включил про тигров и про мотоциклы, и я дал ему посмотреть этот фильм во второй раз.
И сам терпеливо изучил фильм заново.
Когда мальчишка через день опять заявил, что хочет посмотреть про тигров и про мотоциклы, я уже без всяких возражений включил ему фильм в третий раз. И уже очень серьёзно, спокойно и внимательно проштудировал этот фильм снова.
И я вдруг понял для себя: это очень хороший и интересный фильм! Я его сейчас перескажу своими словами и так, как я его увидел и понял.



Фильм вышел в свет в 1954-м году – через год после смерти Сталина. И вот что поразительно: в фильме нет никакой политики – ни Сталина, ни Ленина, ни Хрущёва… Там нет ни единого упоминания о советской власти или о коммунизме. Хотя одно – всё-таки есть: девушка, едущая в поезде, раскрывает газету «Советская культура» и пытается читать, но зевает и откладывает в сторону. Никакого второго упоминания советской власти я в этом фильме не обнаружил – ни портрета на заднем плане, ни герба, ни случайного флага или плаката!






Насквозь идеологизированный «Старик Хоттабыч» был снят гораздо позже, и там – что ни слово, то коммунистическая идеология. Это в сказочке-то для детей! Люди сначала летят на ковре-самолёте (это – чтобы заманить доверчивого зрителя), и сразу после этого полёта начинается отвратительная, грубая политинформация! Здесь же ничего этого нет даже и близко – просто жизнь и какие-то события в ней.
А события такие.

Живут люди на Земле, и жить им, в общем-то, можно: небо над головою, солнце, природа, квартирный уют… У кого-то есть какие-то свои увлечения: например, главный герой любит гонять на мотоциклах, и у него это хорошо получается, у кого-то любимая работа…
И в этом вполне реалистическом мире вдруг обнаруживается пространство – тоже реалистическое, не сказочное! – но такое, что именно в нём всё выглядит не так, как в остальном мире. В этом пространстве каждый день пребывания – подвиг, там нужны творчество, фантазия, преданность делу, добрые отношения между людьми. И там не приживаются злоба и зависть, тупость и лень.
В этом удивительном пространстве нужно творить и можно получать наслаждение от красивой, хотя и трудной жизни.
Это пространство называется цирком, в котором и происходит большая часть всего действия.
Совершенно точно, что образ цирка в этом фильме – это некая аллегория…





Я помню, как когда-то написал статью про фильм «Полосатый рейс»: мол, это аллегория в чистом виде. И тут же получил протест от одного любителя здравомыслия: мол, никакой аллегории там нет, а это просто история о том, как тигры разбежались по кораблю и не нужно приписывать этой истории ничего больше!.. Я не знаю, до какой степени нужно ненавидеть или не понимать искусство, чтобы рассуждать вот так примитивно и злобно, поэтому я к таким людям и не обращаюсь.





Аллегория – это то самое, что я вижу в фильме «Укротительница тигров»! Если кто-то не понимает этого и думает иначе, то пусть не читает мою статью дальше.

Главную героиню фильма зовут Лена.
Леночка происходит из потомственной цирковой семьи, но в цирке она работает простою уборщицею – убирает в клетках тигров.



А в неё влюблён речник Петя Мокин, который работает на буксире старпомом и водит по большой реке огромные баржи.





Леночка, убирая в клетках зверей, полна восторгов и вся устремлена куда-то в свои мечты о служении Высокому Искусству и прочих подвигах, а Петя Мокин – бывший фронтовик (тогда практически все мужчины были бывшими фронтовиками) – весь устремлён в реальность. Он трудится на водном транспорте, делает нужное дело и устремлён только в честное и ежедневное выполнение своих производственных обязанностей.





И тут появляется мотоциклист Фёдор Ермолаев, которого приглашают на работу в цирк. По случайному совпадению, он знаком с Петей Мокиным, и они даже вместе были раньше на фронте, но Ермолаев намного старше Мокина и производит намного более серьёзное впечатление. Он тоже абсолютно положительный герой – честный, бесхитростный, но немножко мрачноватый.
И тут возникает любовный треугольник, и Ермолаев под конец сюжета побеждает, а Мокин отходит в сторону. Почему-то Леночка предпочла именно его, а не более молодого Мокина.
Но конфликт на самом деле заключается не в том, кто из женихов красивее или моложе, а в том, как оба жениха относятся к жизни.





В цирке выгоняют за пьянство и скандальное поведение знаменитого укротителя тигров Казимира Алмазова, и внезапно появляется вакансия дрессировщика, которую некому занять. А занять нужно и как можно скорее, ибо прожорливые тигры уничтожают весь бюджет цирка, не делая при этом никаких сборов по причине отсутствия дрессировщика.
И Леночка занимает эту новую должность и с блеском справляется со своими обязанностями.







А Пете Мокину это очень не нравится. Он ненавидит тигров и хочет жениться на Леночке и увезти её в деревню, к своей тётке, где и собирается держать её всё время, пока он сам будет плавать на своём буксире. Когда под конец сюжета Леночка впервые выступает перед зрителями в качестве укротительницы, Петя сидит в первом ряду, и его возмущениям нет конца: «Здесь не соблюдается никакой охраны труда!» А друзья сидят по бокам от него и зловеще шепчут ему: «Вот женишься на ней и будешь ты у неё прыгать с тумбы на тумбу – вот как эти её тигры!»
Мокин просто в ужасе от того, что увидел: он отнюдь не поздравляет Леночку с первым удачным выступлением, а говорит, что постарел на двадцать лет, глядя на такое… А тут как раз появляется Фёдор Ермолаев, который стал к этому времени знаменитым цирковым мотоциклистом, и Леночка делает свой окончательный выбор в пользу мужчины с дерзновенным характером – таким же, как и у неё.
Смысл фильма вот в чём: жизнь в нашей стране прекрасна, и жить в ней теперь можно так, что никакой советской власти и коммунистической идеологии не будет заметно. Если говорить точнее, то это и есть то самое, ради чего весь этот фильм снимался.
По большому счёту, это антисталинский и антисоветский фильм. После смерти Великого Вождя прошёл всего только один год, а в фильме нет не только ни единого упоминания о нём, но и вообще о советской власти!
Это крайне необычно и скажу больше – дерзко. Нам сейчас это уже непонятно, но тогда нужно было иметь мужество, чтобы создать такой сюжет, да ещё и протащить его на экран и воплотить в реальный фильм. Возможно, тут не обошлось без чьего-то высокого покровительства – не знаю, но мне кажется, что так просто такие вещи в те времена не делались. Если товарищ Ленин сказал в своё время, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, то эти его слова воспринимались как прямое указание к действию: киноискусство – немыслимо без коммунистической идеологии! Оно должно работать на эту идеологию!
И вот здесь этот принцип был нарушен…
Особо хочу сказать о людях, которые участвуют в этом сюжете. Казимир Алмазов, роль которого блистательно исполняет великий Филиппов, это, если и злодей, то какой-то карикатурный, комический. Глядя на него, хочется не плакать от его злодейства, а смеяться. Есть ещё один персонаж, отдалённо близкий к отрицательным показателям. Это ассистентка Олечка. Но её отрицательность – условная. В принципе она безобидная, взбалмошная глупышка и не более того.
Условно отрицательный герой Петя Мокин, осуждавший свою невесту за работу с тиграми и желавший, чтобы Леночка раз и навсегда покончила с цирком, это просто-напросто положительная личность! Он очень честен, и все его поступки – только порядочные и никаких других он не совершает! Да, он чего-то не понимает и он зануда, но это человек, на которого можно положиться как на каменную скалу.
Все остальные герои этого сюжета – только и только положительные. Все без исключения добры, все обладают чувством юмора, все трудолюбивы, все готовы прийти на помощь. Это настолько красивые и хорошие люди, что я уверенно могу сказать: в реальной жизни не бывает, чтобы такие хорошие люди встречались в таком большом количестве!
Но ведь это всё аллегория. Как бы сказка. Это фильм-идиллия. Фильм-мечта. Фильм-сновидение о том, как можно было бы хорошо жить в нашей стране после войны и после смерти Сталина и делать вид, что никакой советской власти не было и нет…

И теперь я этот фильм разгромлю и не оставлю от него камня на камне.
Артист Леонид Быков, который играет в фильме роль Пети Мокина – это ведь тот же самый артист, который исполняет главную роль в фильме «В бой идут одни старики». И в этом фильме его герой – капитан Титаренко, он же Маэстро – доблестный офицер и лётчик – произносит однажды примерно такие слова (за слишком большую точность не ручаюсь):
– Как сбить вражеский «Мессершмитт» – так это первая рота, а как что-то достать или раздобыть – так сразу вторая рота!
Имелось в виду, что первая рота совершала военные подвиги, а вторая рота – подвиги снабженческие.
Вот так же точно и в этом фильме – в «Укротительнице тигров»…

Я помню, читал как-то раз книгу о том, как создавалась первая советская атомная подводная лодка. И там была фотография всего экипажа, если мне память не изменяет, вместе с Хрущёвым, который к ним туда приезжал. И меня вот что поразило на этом групповом снимке: подавляющее большинство лиц – это либо нордические люди, либо люди, имеющие отдельные нордические признаки. Это кремлёвский полк набирали по признаку нордичности вполне осознанно – возле мавзолея Ленина должны были стоять только красивые парни – не рыжие, не конопатые, не скуластые, не узкоглазые, не курносые и не горбоносые; со строгими лицами, а не с хитрыми или придурковатыми! Когда же шёл подбор людей для самого невероятного экипажа во всём нашем военно-морском флоте, то о внешней красоте людей, конечно же, никто не думал. Думали только о деловых качествах. Там требовались невероятное мужество, исполнительность, ум, трудолюбие, понятия о чести. И люди, которые подпадали под эти требования, всякий раз оказывались либо чисто нордическими, либо обладающими отдельными нордическими признаками. И не случайно спустя много лет, когда в Атлантическом океане мог произойти ужасающей силы ядерный взрыв из-за аварии на нашей атомной подводной лодке, голубоглазый блондин матрос Сергей Преминин вошёл в страшный отсек и спас ценою своей жизни Человечество…
Так вот: как совершать подвиги, так тут требуются нордические люди, а как сниматься в фильмах, так тут от них и следа не остаётся.

В фильме «Укротительница тигров» нет ни единого русского лица! Большинство действующих лиц – черноволосые и кареглазые. Меньшая часть – это метисы с монголоидными чертами. На роль директора цирка, на роль главбуха назначены были люди с заметными монголоидными признаками.



Матрос, играющий в эпизодической сцене на гармошке, – это человек с ярко выраженными негроидными признаками.
Главная героиня Леночка (актриса Людмила Касаткина) имеет настолько широкое лицо, что ни о каком русском происхождении и речи быть не может. Самые широколицые люди на Земном шаре это, как известно, якуты и частично буряты. Я знаю одну бурятско-русскую метиску. Это молодая женщина со светлыми волосами, ярко-голубыми глазами и с ошеломляюще широким лицом. Никаких узких или раскосых глаз у неё нет – просто вся её монголоидная примесь выразилась в этой необычной ширине лица. Примерно так же было и у этой актрисы. Касаткина родом из Вяземского района Смоленской области. Я жил когда-то в тех краях, и в Вязьме бывал много раз и ответственно могу сказать: найти там такого необычного человека не так-то просто - якуты и буряты толпами не ходят по Смоленской области. Узколицый артист Папанов, который был родом как раз из Вязьмы, вот он и представляет собою обычный для тех краёв расовый тип. А Касаткина – это нечто невероятное! Актрису с такими отталкивающими внешними данными вообще нельзя было допускать в кинематограф.



Главный герой – Фёдор Ермолаев (артист Павел Кадочников) – это темноволосый, хотя и красивый человек.
Его ассистентка Олечка (Нина Ургант) – темноволосая.



Знаменитый артист Леонид Быков – имеет и монголоидные черты (форма глаз), и негроидные (характерные челюсти, выставленные вперёд), а его утиный нос – я вообще теряюсь с определением его происхождения.



Фокусник в цирке имеет пышную чёрную шевелюру, а секретарша на собрании – категорически черноволоса.
Если светлые волосы в фильме изредка и встречаются, то только в сочетании с монголоидными признаками, но это редко. В основном все чёрные, чёрные и ещё раз чёрные.
И так во всём. Даже на втором плане, эпизодически мелькающие лица – все только черноволосые и черноглазые.
Даже в «Старике Хоттабыче», где было то же самое, иногда всё же мелькали блондины среди прохожих на улице или среди зрителей на стадионе. Очень редко, но мелькали. Здесь же – ничего совсем! Расовый отбор для фильма «Укротительница тигров» производился железною рукою – жёстко и бескомпромиссно. Никаких русских! Никакой России!
Но, если это фильм не о России, то на кой чёрт он тогда вообще сдался? И чего стоят тогда все его достоинства, о которых я упоминал?

Меня заинтересовали создатели этого фильма, и я залез в нужную информацию и сейчас перечислю только имена тех, кто принимал участие в работе над этим фильмом: Абрам, Моисей, Иосиф, Семён и не меньше двух Михаилов. Теперь перечислю отдельно взятые фамилии: Рабинович, Мандель, Векслер, Вайнберг, Минц, Ургант.
Неужели опять еврейский заговор?
Не знаю.
Фильм создавался еврейским творческим коллективом. И замысел фильма был прекрасным. Я нахожу этот замысел высокохудожественным, и это мой комплимент в адрес еврейской диаспоры, которая создавала этот фильм.
Но что же случилось с подбором артистов? Я убеждён в том, что авторы фильма были людьми высоконравственными. Не могли проходимцы создать такой красивый сюжет и с таким глубоким смыслом!
Хочется верить, что заговора всё-таки не было. Было обычное еврейское местечковое свойство: если один талантливый еврей прорывается к власти, то он протягивает за собою десятерых бездарностей, исходя при этом только из национального признака. Я думаю, это самое получилось и здесь: блистательный замысел был изгажен исполнителями…

http://literra.listbb.ru/viewforum.php?f=39

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment