Славяне – братья! Но любят и пьют по-разному
Черногорско-сербские заморочки
В Черногории живет около 30% сербов от общего числа населения. Кроме того, не так-то легко разобраться, кто из коренных жителей считает себя черногорцем, а кто сербом, так как Черногория не так давно отделилась от Сербии, а до этого веками эти народы жили вперемежку.
Черногорцы – те же сербы по сути, но «горные». Существует мнение, что «сербы мягче и продвинутее» по сравнению с суровыми черногорскими мужчинами.
На этой неделе я брала интервью у директора русского центра «Возрождение», курсов русского языка для черногорцев, для «Комсомольской Правды в Черногории», где я сейчас работаю постоянным автором.
- Знаете, Лара, - пожаловалась мне Оксана, - как нелегко сейчас с их языковыми заморочками. В стране официально принят теперь черногорский язык, который всю жизнь называли сербским или точнее сербо-хорватским. На каком-нибудь заседании с чиновниками скажешь теперь «черногорский язык», половина зала зашумит неодобрительно:
- Что еще за черногорский язык? Нет такого языка…
Скажешь «сербский», они обязательно поправят:
- Не забывайте, что Вы в Черногории… При чем здесь сербский?
- Учебники по-прежнему называются «сербский язык», а сам черногорский отличается от сербского произношением отдельных слов и звуков, и вся разница….
Больше всего сербов живет в Бока Которском заливе и в Херцег Нови, который вообще считается «сербским городом».
Приключения только начинаются
Зима в Черногории очень похожа на нашу весну. Днем бывает солнечно, до +12 градусов, но бывают дожди, ветер или шторм. Тогда пустынные туманные берега с лодками в скалах из окна какого-нибудь прибрежного кабака после бокала-другого Вранца выглядят очень романтично. Хочется влюбиться. Что я и сделала…
- Ты ведь не разобьешь мне сердце? – спросила я у объекта своей страсти, красавчика-серба.
И он клятвенно пообещал мне этого не делать. Но можно ли верить красивым сербам, отличающимся независимым характером, играющим в мачо и относящимся к женщинам очень сдержанно, даже если они сгорают от страсти?...
Вообще, сдержанность при бешеном внутреннем темпераменте сербских мужчин – их особая черта. Для серба проявить свои чувства и эмоции при женщине – значит показать свою слабость. После самой сумасшедшей ночи любви, уходя на работу, серб сухо поцелует девушку в губы и скажет:
- Видимо се…
Типа «скоро увидимся». Они не придают такого значения цветам, подаркам, комплиментам, как наши русские мужчины. Но есть что-то такое мужественное в этих сербах, отчего замирает сердце и захватывает дух, когда летишь рядом в кресле с водителем с красивым и гордым профилем по ночной дороге с большой скоростью в грозу, сильный ливень, сквозь штормовой ветер…и понимаешь, что приключения только начинаются.
«Pijani Rusi»
Весной в популярной местной газете появился заголовок, который понятен без перевода: «Pijani Rusi tresli foker». Речь шла о потасовке, которую устроили наши соотечественники на борту самолета «фокер» местной авиакомпании. Нашим действительно все нипочем. Разве может разыгравшаяся буря и штормовое ненастье на побережье помешать им собраться на очередную пятничную пьянку в русском клубе «Кастелло» в Петроваце? Здесь как всегда, весело, одни и те же лица, зажигательная музыка и безумство на танцполе.
Мой приятель Алексей хвастается пистолетом, купленным в Подгорице всего за 500 евро. В Черногории это не проблема.
Коллега-журналист Андрей рассказывает очередную веселую историю.
- Приехал ко мне товарищ из Москвы. Накатили с ним, едем из Херцег Нови к Котору. Около парома останавливает нас полицейский. С удивлением смотрит на мою слабую попытку выйти из машины. Наконец, мне это удается…
Я, еле, стоя на ногах, протягиваю полицейскому документы.
- Да ты же пьян, - говорит ему укоризненно полицейский.
- А я и не отрицаю, - говорит ему Андрей. Но так пил-то я, инспектор, за Черногорию и за нашу крепкую российско-черногорскую дружбу… Мы же братья-славяне.
- Это хорошо, - говорит ему спокойно полицейский. Но ты, друг, не можешь ехать дальше в таком состоянии.
- Я полностью с вами согласен, господин инспектор, куда мне сейчас можно ехать? Даже не знаю, что делать, но как я мог устоять и не напиться, когда такие тосты….
- Давай вот как поступим, - прервал монолог Андрея, страж порядка. - Твоя машина останется здесь, документы от машины у меня, а ты, брат, иди-ка вот в ту кафану, попей кафу, приди в себя, и только тогда езжай дальше, договорились?
- Конечно, - согласился Андрей. После чего, по его рассказам, они с приятелем пошли в ближайшую кафану, где выпили еще бутылку виски на двоих, поднимая те же тосты за крепчайшую дружбу с братским славянским народом, после чего вернулись к полицейскому, уже окончательно «готовые».
- Ну вот, - сказал полицейский, посмотрев на них, - это же совсем другое дело!
После чего вернул им документы, и они поехали дальше.
Рассказ Андрея закончился обычным тостом:
- Ребята, вот за что я люблю Черногорию!...
И все его поддержали. Вечер, как обычно, удался…