da_pensioner (da_pensioner) wrote,
da_pensioner
da_pensioner

Был ли Прокудин-Горский фотохудожником?

Оригинал взят у oldcolor в Был ли Прокудин-Горский фотохудожником?
Один из мифов, касающихся С. М. Прокудина-Горского, состоит в утверждении, что его цветные фотографии являются чудом технологии, опередившей своё время, но при этом "слабы в художественном отношении". Мол, изобретатель он толковый, а как фотограф - так себе.
Не вдаваясь в подоплёку подобных утверждений (невежество, зависть), попытаемся объективно разобраться, был ли действительно Прокудин-Горский выдающимся фотографом, мастером художественной фотографии?
Первый биограф Сергея Михайловича, профессор С. П. Гаранина в своих статьях обычно именует его "фотохудожник", подчеркивая артистизм натуры и упоминая об уроках живописи в Академии художеств, которые брал в молодости будущий пионер цветной фотографии. Но это всё-такие мнение биографа, в какой-то мере так же субъективное. Как оценивали творчество Сергея Михайловича его современники?

"Можно считать вполне установленным, что цветные фотографии С. М. Прокудин-Горского обладают выдающимися качествами: они могут быть названы в высокой степени художественными произведениями. На это указывает всемилостивейшее внимание, которого они удостоились со стороны Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, а также Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны. То же самое подтверждается отзывами многих компетентных лиц, присутствовавших на демонстрированиях, которые устраивались С. М. Прюкудин-Горским" - это уже не чьё-то частное мнение, а официальное заключение "К работам Междуведомственной комиссии по вопросу о приобретении в казну фотографических коллекций С. М. Прокудин-Горского", составленное в 1912 году.

Как воспринимал своё творчество сам Прокудин-Горский? Считал ли себя художником или ремесленником? Как трактовать его знаменитую фразу "фотография, надо признаться, всё-таки искусство протокольного характера"? Конечно, он отдавал себе отчёт в том, что характер творчества фотографа сильно отличается от работы, например, живописца: "Теперь я покажу несколько снимков Средней России, Ростова Ярославского, а затем несколько различных этюдов, какие может наш брат сделать, выбирая известный момент и известную точку зрения. Больше ничего у нас в распоряжении нет", так говорил он на Всероссийском съезде художников в 1912 году.
В то же время, демонстрируя свои снимки на этом съезде художников, Прокудин-Горский в своём выступлении очень ярко раскрыл своё глубоко художественно восприятие красок окружающего мира и обнаружил настоящий азарт фотомастера, готового "шею себе свернуть" ради эффектного снимка: "Это — у Ипатьевского монастыря. Вечер. Гроза надвигается. Дождь. Такое освещение, конечно, вы неоднократно видали, когда низ горизонта начинает зловеще чернеть, а все остальное начинает сереть, и чувствуешь, что гроза близко. Это случайные снимки; иной раз, чтобы сделать, захватить их, мне приходилось соскакивать с поезда."
К сожалению, этот снимок сохранился только в черно-белом варианте.

Говоря о фотографии как об «искусстве протокольного характера», Прокудин-Горский выступал за реализм в фототворчестве, считая, что задачей фотографа является как можно точнее передать объективную действительность. Полемизируя с Николаем Петровым, экспериментировавшим с фотографией в духе импрессионизма, Сергей Михайлович заявлял, что не будет помещать в своём журнале «расплывчатой мазни».
Конечно, выполняя проект по документированию в «натуральных красках» Российской империи, Прокудину-Горскому приходилось делать немало «стандартных» снимков достопримечательностей, в которых трудно было проявить свою творческую фантазию, а иногда и вовсе чисто технические снимки для МПС или какой-нибудь хлопковой корпорации. В таких случаях он вообще ставил за камеру своих сыновей или кого-то из сотрудников, зато сам при любой поездке обязательно делал красивые этюдные снимки «для души».
Именно по таким этюдным, а не «поточным» работам (выполнявшимся вообще другими людьми), надо оценивать уровень творческого мастерства и художественные достоинства «фотокартин» Прокудина-Горского. Да-да, он сам назвал свои снимки именно «фотокартинами» или «картинами в натуральных красках»!

Посмотрите на снимок "Обед на покосе" 1909 г.:

Разве он не производит впечатление живописного полотна? Разве не совершенен по своей композиции? Разве не завораживает зрителя разительным ощущением покоя и благолепия, тем, что называется "энергетикой картины"?
Конечно, это не случайно пойманный фотографом момент жизни, а целая театральная постановка! Но.. и ни какой фальши здесь нет, обычная русская жизнь, запечатлённая с талантом и любовью к своей стране.
Кстати, по некоторым сведениям, репродукция этого фотошедевра украшала комнату мастера до самой его смерти.

А разве не шедеврален снимок "Осень. Бородино" (реставрация О. Полякова)?


Острое ощущение настроения осени, густота и сочность красок ставят эту фотокартину в один ряд с лучшими произведениями Левитана.

Даже такой малоромантичный, по современным понятиям, сюжет, как железнодорожный мост, в объективе мастера превращается в зрелище, от которого не хочется отводить глаз:


Можно ничего не понимать в фотоискусстве, но почти любой зритель, наверное, скажет "красота!".

Закат на реке Оредеж, около 1904 года (реставрация Duffy's Tavern):

Удивительное место, этакий "русский Йеллоустоун". Я очень хотел найти современные снимки это скалы для сравнения, нашел таки с десяток, от разных авторов - и что? Любой из этих современных снимков на фоне прокудинского смотрится просто убого. Понятно, что снимали не мастера, не фотохудожники, вот и результат совсем не тот, несмотря на весь прогресс в технологии.

Но ни артистизм натуры, ни художественное образование, ни доскональное знание ремесла и законов композиции, ни эксклюзивные фототехнологии не могут вместе взятые объяснить всей магии прокудинских снимков. Вся-таки он был немного волшебник, Чудотворец...
Subscribe

  • Екатеринбург. Тогда и сейчас

    Оригинал взят у gelio в Екатеринбург. Тогда и сейчас Почти за триста лет своего существования Екатеринбург менялся и перестраивался…

  • 2001 05 23 Cyprus

    2001 год, путешествие на Кипр. Из архива. Видео №7. Финальное. Афродита, раскопки, древности, мозаики, Пафос, снова Ларнака - пляж Макензи.

  • 2001 05 21 Cyprus

    2001 год, путешествие на Кипр. Из архива. Видео №6. Кипрские ночи. Начало экскурсии в Пафос (Лимасол, картошка, Афродита).

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment