da_pensioner (da_pensioner) wrote,
da_pensioner
da_pensioner

Вера и церковь в Германии

Оригинал взят у tv2015 в Вера и церковь в Германии

Вера-в-Германии

Немцы называют себя верующими, но церкви в стране пустеют.

Пасха, Троица, Рождество, другие церковные праздники — календарь свидетельствует: большинство немцев чтут христианские традиции. Но все меньше верующих в Германии придерживаются канонов своих церквей. Вот результаты репрезентативного опроса, проведенного в Германии перед Рождеством в 2011 году: 63 процента респондентов назвали себя верующими; 59 процентов немцев верят, что Иисус Христос — сын Божий; а дальше начинается неразбериха: в загробную жизнь верят всего 48 процентов, в Страшный суд — всего-то 29. Еще печальнее картина, если взглянуть на долю прихожан: регулярно ходят в церковь 3,6 процента немецких протестантов и 13 процентов католиков.

Вера — дело интимное

Фонд имени Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung) в 2008 году провел в 21 стране своеобразный мониторинг религиозности. Целью репрезентативного социологического опроса было выяснить, какую роль играет религия в жизни народов. Цифры по Германии поражают. "18 процентов всего населения ФРГ считают себя глубоко верующими, 52 процента — просто верующими, и только 28 процентов называют себя агностиками или атеистами", — говорит руководитель проекта Кай Унцикер (Kai Unzicker). В то же время религия занимает все меньше места в повседневной жизни. В середине 1960-х годов примерно треть населения Германии не могла себе представить трапезу без застольной молитвы. В декабре 2011 года хвалу Господу за хлеб насущный воздавали всего 6 процентов. Половина немцев не заглядывает в Священное писание. Каждый год важнейшие христианские церкви в Германии — Католическая и Евангелическая — теряют более 300 тысяч прихожан. Вот типичные высказывания, собранные в ходе блиц-опроса, который корреспонденты DW провели прямо на улице: "Я вышла из общины Католической церкви, потому что церковный налог слишком высокий. Я же могу верить и без уплаты налога"... "А меня религия не интересует с детства. Меня, правда, крестили в церкви, но потом все сошло на нет. Я родом с востока".

С миру по нитке - каждому своя вера

Журналисты Клаудия Келлер (Claudia Keller) и Маттиас Дробински (Matthias Drobinski) написали книгу "Верующая республика Германия. Путешествие по религиозной стране". В ней они описывают встречи с людьми разных конфессий и делают вывод: вера в Германии стала "пестрой", появились смешанные формы различных конфессий и даже религий. В качестве примера Дробински приводит прихожанку Евангелической церкви, которая зарабатывает на жизнь гаданием на картах: "Она свято поклоняется Деве Марии и верит в непорочное зачатие. Казалось бы, она католичка? Но она верит и в магическую силу карт и неотвратимость фатума, судьбы. А это что, эзотерика или язычество?" И таких случаев, подчеркивает Дробински, все больше. Люди, по его выражению, формально принадлежат к какой-либо церкви, но "составляют для себя собственную религию".

Миряне против догматов и иерархов

Наряду с Центральным советов немецких католиков есть еще целый ряд организаций католиков-мирян. Многие из них расходятся с Ватиканом и главой Римско-католической церкви Бенедиктом XVI в оценке основополагающих постулатов. Так, многие католики-миряне отвергают целибат — обет безбрачия и выступают за рукоположение в сан женщин.
Миряне позволяют себе даже сомневаться в непогрешимости догматов церкви и верховного первосвященника Вселенской церкви, папы римского. В частности, большинство немецких католиков считает не соответствующей реальности проповедь Бенедикта XVI о сексуальном воздержании и отказе от противозачаточных средств в Африке, население которой страдает от СПИДа.

Любовь к ближнему — социальная функция церкви

Церкви и религия в Германии отделены от государства. Есть, правда, исключение: налоговое управление собирает и церковный налог с прихожан. Но отказаться от него просто: достаточно подать заявление о выходе из церковной общины без указания причин. Однако церкви вмешиваются в политику. Нет, они не дают указаний, кого из кандидатов поддерживать на выборах. Их сфера — социальные вопросы. "Такие понятия, как труд, бедность, семья, солидарность, ответственность тесно связаны с христианством. И в первые годы существования ФРГ были периоды, когда христианские толкования этих понятий напрямую влияли на политику. И это было хорошо для нашей страны", — уверен правовед Томас Гутман (Thomas Gutmann). И сегодня церкви, особенно Евангелическая, вмешиваются в политические дискуссии, например, когда речь идет о пенсионной реформе, правах рабочих и служащих или социальных пособиях. Кроме того, церкви частично берут на себя функции государства. Есть детские сады, дома престарелых и больницы, патронируемые разными конфессиями. Причем доступны они для всех жителей страны вне зависимости от их вероисповедания. В Caritas и Diakonie — социальных организациях обеих главных церквей Германии — работают на постоянной основе более 1 миллиона человек. Постоянно растет и число добровольных помощников, занятых в социальных проектах. Только в Евангелической церкви их количество с 1999 по 2009 годы удвоилось, превысив 2 миллиона человек.

www.dw.de
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments