da_pensioner (da_pensioner) wrote,
da_pensioner
da_pensioner

Композиция

Оригинал взят у filin7 в Композиция
krest-- вот одна примечательная композиция времён советизации постпространства (неважно, как это время крестить). Это старый плакат неизвестного мне автора из СССР, выполненный в строгом ключе, примечательном и ныне утерянном. Я об этом много писал, рассуждая о низком уровне современного графического дизайна в России, объявившей себя страной-наследницей почившей в пучине. К сожалению, годы идут, а движенья в этом плане никакого, один регресс. Это обидно вдвойне, поскольку русская школа графики была замечательной. И даже коммунисты со своей идеологией привнесли в эту школу своеобразие ответвления, которое вполне мы вправе именовать стилем.
Собственно, лаконизм и выверенность данной композиции вполне дизайнерские, -- как термин "дизайн" в трактовке раскрывает себя. В СССР такого термина не было, а художники-конструктивисты (или авангардисты с модернистами) были в одно время вытеснены (вымараны), остались "художники-конструкторы", "художники плаката", "художники оформители" и т.п.
Впрочем, конструктивизм никуда не ушёл, пусть и был загнан в подполье пропаганды и соцреализма, -- там он и окончил свой путь в 90-х годах прошлого века вместе с Империей Зла -- для российских, повторюсь, мастеров. Лично я в Нью-Йорке нет-нет да показываю что-то из своей советской школы, и это в порядке вещей, вовсе не экзотика.

Рассмотрев плакат, мы найдём его декоративным (он красив), это подошло бы, допустим, для салфетки в приятный ресторан, если абстрагироваться от символики. Однако сам символ серпа и молота необычайно уродлив, это схема повёрнутого креста с полумесяцем серпа: две рукояти инструментов труда, тупое да острое. В этом символе нет ни одного вертикального элемента и он в себе кодирует беспокойство. Однако мастерство дизайнера вертикаль в композицию вносит в качестве коррекции, добиваясь равновесия. Элементы мелкого изображения, такие же штампы и символы советского быта (индустриальные пейзажи, пахота и др.) составляют фон и несколько формальны, вторичны,  и уже совсем абстрактны линии (полоски), составляющие диагонали графической рифмы либо примечательные вертикали.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments